Виды и классификации моторных масел

Пожалуй, ни что так не вводит в ступор автовладельца, как выбор марки и типа моторного масла. Ведь именно оно обеспечивает продуктивную работу силового агрегата и защищает его детали, соответственно, нельзя пускать этот выбор на самотек.

Ежегодно появляется несколько новых брендов, которые автоэкспертами тут же преподносятся в лучшем свете. Но, большая часть маркетинговых слоганов, увы, на деле оказывается пустыми словами. Единственное, что нужно для правильного выбора моторной смазки это личный опыт и чуть-чуть осторожности, иначе можно вывести силовой агрегат вашего автомобиля из строя. Под понятием «осторожность» подразумевается риск покупки поддельной продукции. Итак, постараемся максимально ответить на все вопросы касаемо выбора моторного масла.

Роль масла в работе двигателя

Известно, что главная функция масла – это смазка деталей агрегата. Оно покрывает тонкой пленкой взаимодействующие элементы, накапливает и удерживает в себе металлические частички и вредные компоненты, образовывающиеся после сгорания топлива. Но это еще не все. Масло еще и очищает, защищает от воздействия коррозии и охлаждает мотор.

Приближается срок замены масла. Итак, какой тип приобрести, дабы не навредить агрегату, и необходимо ли делать ему полную промывку? Сразу отметим, что приобретать смазку для двигателя нужно исключительно в торговой сети производителя или в пользующихся авторитетом автомагазинах, СТО, сертифицированных торговых точках на авторынках. В этом случае риск приобрести подделку будет минимальным.

Перед покупкой моторной смазки необходимо заглянуть в техническую книгу автомобиля, и обязательно учесть описанные в ней рекомендации. Там же автопроизводитель рекомендует к использованию конкретные виды моторных масел.

Но бывает и так, что эти данные не доступны по каким-то причинам, либо устарели, либо на автомобиле был заменен силовой агрегат. В таком случае придется самостоятельно заниматься поиском соответствующего вида смазки для двигателя. При этом необходимо понимать, что означают следующие понятия: вязкость по SAE, качество по ILSAC, ACEA или API, знать классификацию масел и отличия синтетического масла от «полусинтетики».

Производство минеральных масел

Основой при производстве минеральных масел является нефть, которая проходит процессы дистилляции и рафинирования. Различают два типа «минералки»: парафиновые и нафтеновые. Но, из-за высокого содержания присадок в них, смазывающие свойства этих типов минеральных масел быстро теряются. Они имеют различия в строении содержащихся в них углеводородов. Лучший температурный ресурс и вязкость имеют парафинсодержащие масла.

Свойства минеральных масел улучшают еще и при помощи процедуры гидрокрекинга, во время которой образовываются изомеры. Но у этого способа есть и свой недостаток. Все дело в том, что процесс изомеризации может протекать и в обратной последовательности, вследствие чего масло после процедуры гидрокрекинга по своим свойствам напоминает «синтетику». Оно также быстро теряет свой ресурс, становясь непригодным. Единственный плюс «минералки» – ее цена.

Производство синтетических масел

«Синтетику» производят, синтезируя химические соединения с необходимыми свойствами, благодаря чему масло имеет заранее заданные характеристики. Собственно по этой причине синтетические типы моторных масел по своим показателям в разы превосходят минеральные.

А именно:

— Благодаря большим показателям текучести они лучше смазывают взаимодействующие узлы агрегата, снижая их трение. В результате этого снижается потребление топлива, при этом мощность мотора возрастает.

— Обладают низкой температурой прокачивания, а это благоприятно сказывается на работе мотора в холодную пору года.

— Стойкость к перегреву, которая благоприятно отражается на общем охлаждении силового агрегата.

— Качественные показатели масла продолжают оставаться стабильными практически в течение всего срока его эксплуатации. Это происходит из-за того, что при работе агрегата масло почти не парафинизируется и меньше подвергается окислению.

Описанные достоинства и сложный технологический процесс производства делают высокой цену на синтетические масла. Однако, оно того стоит.

Полусинтетическое масло

Альтернативным типом моторного масла является «полусинтетика», которая представляет собой смесь двух описанных выше типов – «минералки» и «синтетики». Вследствие чего конечный продукт имеет цену ниже, чем у синтетического, и по своим качественным показателям превосходит минеральное масло. Идеально подходит для применения в любом из существующих типов моторных агрегатов. Рекомендовано специалистами для использования в моторных агрегатах с большим сроком работы.

Что такое вязкость моторного масла по SAE?

Классификация вязкости масел по SAE (общество инженеров-автомобилистов), относится к обязательной международной норме стандартизации. Кстати, в спецификации SAE ничего не сказано о рабочих показателях моторных масел и их применении в различных типах силовых агрегатов.

Главным качественным показателем масла, безусловно, является его вязкость, которая обеспечивает двигателю легкость пуска в морозную погоду. Спецификацией SAE все существующие моторные масла делятся на такие виды: летнее, зимнее, всесезонное.

Масло для зимы имеет индекс «W» (winter – зима, англ.) с числом. Выглядит это так: SAE0W или SAE15W. А летние масла имеют только числовое обозначение: SAE5, SAE10, SAE40. Обозначение всесезонных масел состоит из комбинации летних и зимних индексов: SAE5W30. «Зимнее» число в обозначении соответствует минимальному порогу температуры, при которой данное масло будет эксплуатироваться. Важно: выбирая зимнее масло, стоит принять во внимание температурный график в регионе эксплуатации машины. Известно, что в момент пуска мотора (в любую пору года) пока маслонасос не прокачал смазку по системе, трущиеся детали двигателя работают «всухую», и в этот момент они наиболее подвержены износу. Отсюда понятно, что только масло, сохраняющее свою текучесть при низких температурах, является эффективной защитой для силового агрегата в момент его пуска. Также важно, чтобы во время длительного простоя автотранспорта в гараже или на парковке детали его агрегата находились в постоянной смазке, ведь тогда они максимально защищены от коррозии.

Большинство автопроизводителей рекомендует приобретать летние типы смазки для двигателя с индексом вязкости от 40 и выше. Эта мера продиктована тем, что современные моторные агрегаты имеют высокие показатели тепловой нагрузки, которые сопровождаются наличием в узлах двигателя высоких температур. Вот в таких условиях и приходится работать мотору автомобиля, соответственно, вязкость находящегося в нем масла должна быть такой, дабы обеспечить взаимодействующим узлам постоянную смазку и охлаждение. Особенно остро этот вопрос стоит в жаркие месяцы года либо при длительном простое в «пробке», когда просто необходимо уберечь взаимодействующие детали агрегата от преждевременного износа и образования на них «задиров». В условиях простоя мотор недополучает необходимое ему охлаждение из-за того, что отсутствует его обдув встречными воздушными потоками и масло в его картере начинает набирать температуру.

Класс качества масел для двигателя: на что обратить внимание?

Классификацией масел для двигателя по качеству занимаются такие «организации»: ILSAC, API, CCMC (ACEA).

Качество по API делится на два вида:
— service (S);
— commercial (C).

Бензиновые агрегаты работают на маслах категории «S», а дизеля – «С». На приклеенной к канистре с маслом этикетке можно найти двухбуквенное обозначение, первая буква которого «S» или «С» обозначает тип двигателя, а вторая – класс масла для него. Отметим, что высокий класс имеет масло, вторая буква которого находится как можно ближе к концу алфавита.

Ассоциация автопроизводителей Европы (АСЕА), образованная в 1996 году занимается классификацией моторных масел по областям их применения, а также исследует их рабочие качества. Маркировка АСЕА:
— бензиновые моторы – литера «А»;
— дизельные агрегаты – литеры «В» и «Е».

После литеры в маркировке следует цифра, обозначающая рабочие качества масла. Соответственно, чем она больше, тем выше качество. Год, в котором была принята спецификация, указан в обозначении через дефис.

Созданный в 1993 году японской ассоциацией JAMA и американской AAMA Международный комитет ILSAC, классифицирует масла для моторов по примеру API. Однако он имеет больше требований к качеству продукции, в связи с этим его классы качества более обновленные.

Все указания относительно этих спецификаций расписаны в технических книгах автомобилей. Стоит запомнить, что идеального моторного масла не бывает. Но чем выше оно стоит на классификационной лестнице, тем имеет лучшие рабочие показатели и гораздо лучше защищает любой силовой агрегат, даже самый изношенный или «старый».