Антифриз — решаем проблему выбора

В свое время автомобили были оснащены воздушной системой охлаждения, и на тот момент этого вполне хватало. Таким образом удовлетворялись основные потребности в передвижении, и, конечно, желание привлечь всеобщее внимание к своей машине. По прошествии времени развитие технологий в автомобилестроении повлияло на увеличение мощности двигателей, а, соответственно, к ним повысились и требования. Ведь теперь силовой агрегат должен справляться с дополнительными нагрузками в виде систем кондиционирования салона, музыкального оборудования и прочих опций. Все это было бы невозможно без жидкостной системы охлаждения, которая призвана защищать двигатель автомобиля от перегрева.

Большие нагрузки на двигатель могут привести к закипанию охлаждающей жидкости. Однако не всегда это происходит по причине перегрузок. Проблема закипания может свидетельствовать о неисправности системы охлаждения, поэтому необходимо вовремя осуществлять замену изношенных элементов, устранять протечки, засорения и воздушные пробки. Немаловажную роль в процессе и качестве охлаждения двигателя играет антифриз. Возможности этой жидкости намного выше, чем у обычной воды, которую некоторые автовладельцы также заливают в систему охлаждения. Антифриз пригоден для использования круглогодично, независимо от сезона. В зимние морозы можно не бояться за то, что он однажды замерзнет, в отличие от воды, которую водителям приходится предусмотрительно сливать.

Существует немало фирм, изготавливающих антифриз, поэтому порой нелегко определиться с его выбором. А этот шаг нельзя назвать незначительным, поскольку использование неподходящей жидкости может привести к кавитации гильз поршневой системы, засорению каналов или быстрому износу крыльчатки помпы. Что следует знать в отношении выбора охлаждающей жидкости?

Что лучше: тосол или антифриз?

По представлениям некоторых автолюбителей, тосол следует заливать в отечественные автомобили, а антифриз в иномарки. Однако тосол — это тот же самый антифриз, получивший свое название на основании аббревиатуры ТОС (технология органического синтеза). Точно так же назывался и отдел закрытого научного завода, который изобрел эту жидкость в 60-х годах прошлого века. Этот состав был уникальным и дефицитным средством, обладавшим превосходными эксплуатационными характеристиками. Именно тогда тосол был испытан на советских автомобилях и допущен к продаже.

Однако производимая сегодня охлаждающая жидкость с названием «Тосол» не имеет компонентов, применявшихся первоначально, поскольку изготавливается по другой рецептуре. Кроме того, это название не регистрировали как торговую марку, поэтому можно сказать, что от прошлых разработок практически ничего не осталось. Хуже всего то, что под таким известным с советских времен названием может продаваться не только некачественный антифриз, но и абсолютно вредный для двигателя состав. Остается не иначе как обходить стороной охлаждающие жидкости с наименованием «Тосол», а свой выбор останавливать на фирменных антифризах, подтвержденных сертификатами качества.

Что важнее: цвет или состав?

Так повелось, что новички придают особое значение цвету антифриза и поэтому склонны выбирать, руководствуясь этим параметром. Так и рождается «особая» формула, по которой охлаждающую жидкость сортируют: если расширительный бачок содержит красный антифриз, значит и доливать нужно такой же. Говорить о том, что такой подход верный, не приходится, поскольку есть вероятность несоответствия антифризов по составу, даже если производители использовали одинаковый цвет своих продуктов. Единственное предназначение красителя — это всего лишь возможность отслеживать уровень жидкости в бачке.

Стоит учитывать, что одинаковые по цвету жидкости могут очень сильно отличаться по составу. Совмещение разных компонентов грозит образованием осадка или превращением жидкости в гель, а это приведет либо к ухудшению свойств антифриза, либо к засорению системы охлаждения. Основа для изготовления антифриза бывает разной:

— Этиленгликоль. Охлаждающая жидкость на этой основе имеет низкий температурный показатель, что делает ее пригодной для применения в сильные морозы. Например, антифриз, включающий в свой состав 60% этиленгликоля, выдерживает температуру до -45 °С, а соотношение в 50% обеспечивает текучесть жидкости при температуре до -70 °С. С другой стороны, эти составы имеют высокую температуру кипения, а это уменьшает риск закипания в момент перегрева двигателя.

— Моноэтиленгликоль. Антифриз с этим веществом имеет меньшую температуру замерзания, по сравнению с предыдущим видом антифриза. При 50%-ом соотношении с водой выдерживаемая температура равняется -36 °С. А содержащиеся в составе ингибитирующие присадки уменьшают воздействие коррозии металлических элементов системы.

— Пропиленгликоль. Эта основа считается самой безопасной, поскольку не содержит вредных для здоровья веществ. Кроме того, этот вид антифриза не подвержен воспламенению.

— Карбоксилатный. В этом виде антифриза содержатся добавки, основой для которых служат органические кислоты. Проходя по системе, жидкость оставляет тонкую пленку, защищающую от воздействия коррозии. Срок эксплуатации этого антифриза достигает отметки в 5 лет.

Подходящий вид антифриза выбирается в зависимости от требований автовладельца и с учетом рекомендации производителя автомобиля. Совершая доливку охлаждающей жидкости, следует придерживаться сочетания составов. Например, если система охлаждения заполнена антифризом с этиленгликолем, то для добавления понадобится жидкость такого же вида и желательно такой же марки.

Что выбрать: концентрат или приготовленную смесь?

В продаже представлен как готовый к применению антифриз, так и концентрат, который необходимо разбавить в соответствующей пропорции. Ошибочным представлением является применение концентрированного антифриза без разбавления. Это обусловлено желанием достичь наилучших показателей жидкости, которая выдерживала бы очень низкие температуры. На деле же, неразбавленный антифриз замерзает при меньшей температуре, чем приготовленная смесь. Для разбавления следует применять дистиллированную воду в рекомендуемой производителем пропорции.

При необходимости заполнить пустую систему охлаждения, лучше купить концентрат, и самим его разбавить. Если учесть конечный объем готовой жидкости, это будет дешевле. Но если жидкость нужна для доливки, то можно отдать предпочтение готовой смеси, но только такой же марки.

Правильный подход к выбору антифриза является залогом надежной работы системы охлаждения, гарантируя долговечность элементов двигателя. Незначительная экономия в этом вопросе может обернуться дорогостоящим ремонтом.