Новая версия ГОСТа на моторные масла

Совсем недавно в ходе заседания Международного совета по стандартизации, метрологии и сертификации СНГ был принят новый межгосударственный стандарт, устанавливающий новые правила и требования для моторных масел – ГОСТ 17479.1 – 2015 «Масла моторные. Классификация и обозначения». В соответствии с приказом Агентства по техрегулированию новый стандарт вступит в законную силу с 2017 года. Его нормы заменят собой устаревший ГОСТ 17479.1 версии 1985 г. Как говорят разработчики нового стандарта, он соответствует нормам Международного стандарта SAE J300:2013.

Объективная потребность в пересмотре национальных стандартов на масла отмечалась уже давно. В первую очередь в ней были заинтересованы российские производители смазочных материалов. Отдельные трудности были решены в 1998 г., тогда был принят стандарт РФ СТО ААИ 003-98, разработанный специалистами Ассоциации автоинженеров и носивший рекомендательный характер. Данный стандарт эксплуатировался достаточно долго, претерпевал изменения и подстраивался под требования времени. Последние нововведения в нем были сделаны в уже далеком 2005 году. В то же время многие отечественные автомобили, включая последние новинки, в своей технической документации по-прежнему ссылаются при регламентировании используемых масел на стандарт от ААИ.

Новый же стандарт в силу своего официального характера наделяется не рекомендательным, а предписывающим характером. Его основополагающая задача заключается в содействии росту качества отечественных автомобильных смазок, повышению конкурентоспособности российских моторных масел на международном рынке и рационализации использования всех групп ресурсов. Непосредственное участие в разработке его положений принимали такие авторитетные организации, как техкомитет по стандартизации МТК 31 «Нефтяные топлива и смазочные материалы» и Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти.

Однако, еще не вступив в силу, ГОСТ 17479.1 – 2015 уже устарел. К примеру, в разделе, где рассматриваются масла дизельные, самым новым является категория CF-4, введенная в употребление в далеком 1990 г. Нет в ГОСТе даже упоминаний о маслах CG-4 для дизельных двигателей, отличающихся быстроходностью, потребляющих дизельное топливо с содержанием серы до 0,5% и отвечающих экологическим нормам, принятым в 1994 г в США. При этом с 2005 г. в России действует ГОСТ Р 52368 – 2005, согласно которому серы в солярке должно быть не более 0,35%. Таким образом получается, что новый ГОСТ регламентирует моторные масла для дизелей, потребляющих топливо, которое уже давно не производится из-за своей опасности для окружающей среды.

Что же касается моторных масел для бензиновых двигателей, то самая «молодая» категория, имеющая аналог в международной классификации API и отраженная в новом ГОСТ, – это категория SG. Система API приняла аналогичную категорию еще при СССР – в 1988 г. В нашем же стандарте она только появляется. Соответственно, нет в ГОСТ 17479.1 – 2015 и масел категории SH, с международного принятия которой в 1992 г. началась гонка за повышением экономичности двигателей. Другими словами, новый стандарт предлагает масла, аналоги которым производятся западными компаниями уже более 25 лет. Как это способно повысить конкурентоспособность отечественной продукции, остается неясным.

Что касается требований к качеству масел, то в новой версии стандарта появилось только обновленное примечание к характеристикам масел. Самая «свежая» из представленных в примечании категорий – SN, принятая классификацией API в 2010 г. При этом нужно не забывать, что нефтяная промышленность развивается колоссальными темпами, классификация API уже в 2016 году прирастет новыми категориями – API CK-4 и API FA-4, разработанными специально для тяжелых моторов.

Очень сжатой в новом ГОСТе получилась и классификация масел по вязкости. В ней отсутствуют такие категории, как 0W, 0W-16, 0W-20, 0W-30, 0W-40, 5W-30, 5W-16. Здесь даже нет масел, которые рекомендованы для использования в новинках от АвтоВАЗ при температуре ниже -30 градусов. Поэтому производитель использует классификацию масел SAE J300. Более того, даже крупнейший отечественный изготовитель моторных масел компания «Роснефть» пользуется этой же классификацией. Которая, к слову, также развивается семимильными шагами.

Неужели в новом ГОСТе нет ничего действительно нового? Справедливости ради нужно сказать, что нововведения есть. Есть, к примеру, библиографический список, в котором ссылки на международные (!) методики тестирования масел. Также авторы убрали из содержания документа ссылки на нормативную документацию по маслам, что, видимо, должно помочь производителям применять свои индивидуальные технологии. Все. На этом новшества закончились. И, да, еще одно – разработку «нового» ГОСТ 17479.1 – 2015 оплатили из госбюджета.