Базовые масла и фирменная продукция. Кто, что и зачем?

Извечный спор сторонников того или иного типа моторного или трансмиссионного масла чаще всего сводится к приверженности марке (бренду, этикетке) и субъективным физико-химическим свойствам. В этом контексте рассуждение о «хорошем» и «плохом» лубриканте равно оправданности ожиданий и соответствию цене. Ведь базовые масла, а именно они служат основой «фирменной продукции», почти одинаковы.

Что такое базовое масло?

Что мы знаем о моторных или трансмиссионных маслах для двигателя или коробки передач? Практически всегда это базовое масло и комплект присадок, прямо влияющий на физико-химические характеристики: плотность, вязкость, щелочное и кислотное число. От того, насколько эти параметры соответствуют эталонному маслу, что рекомендует производитель, и зависит долговечность работы агрегата и полнота смазывающих свойств.

Согласно API, базовые масла делятся на пять основных классов:

  • минеральные – получаются после тщательной очистки мазута;
  • минеральные, для создания которых применяются химпроцессы вроде несложного гидрокрекинга или гидроконверсии;
  • минеральные, полученные путем глубокого гидрокрекинга (их называют «полусинтетикой»);
  • синтетические – их выпускают путем синтезирования полиальфаолефинов (легких углеводородов);
  • не входящие ни в одну из вышеперечисленных групп (эстеры, нафтены, прочее).

Заметьте, что в этом перечне нет класса «полусинтетика». По словам руководителя Уральского регионального центра Технической экспертизы и диагностики Николая Смердова, его американские коллеги рассказали забавную историю. Когда тамошние специалисты впервые получили минеральное масло путем гидрокрекинга, то увидели, что его характеристики почти дотягивают до «синтетики». Они так и написали на бутылке «почти синтетическое» (semi synthetic), но в России эту фразу перевели иначе «полусинтетическое».

Откуда берется базовое масло?

В отличие от производителей присадок, в мире их больше 1,5 тысячи, заводов по выпуску базовых масел не так уж и много. Для этого нужна мощная научная, химическая, тестовая и практическая база, поэтому один и тот же исходный материал может присутствовать в нескольких марках и моделях конечного продукта. Но если назвать непосредственно производителей «базовки», то это, разумеется, ChevronTexaco, ExxonMobil, Royal Dutch Shell, British Petroleum, Conoco Phillips, Total S.A., в России – ТНК, Лукойл да Газпромнефть.

Кстати, настоящее синтетическое базовое масло в России производит лишь Татнефть. У Лукойла и ТНК есть собственное производство для выпуска недорогого минерального масла и гидрокрекинговой полусинтетики, Газпромнефть-СМ закупает «полусинтетику» у южнойкорейской ZIC, полиальфаолефины – у Mobil, а разрекламированные масла G-Energy выпускаются в Италии на мощностях Chevron Italia S.p.A.

Между производителями ведется жесточайшая конкуренция. Тот же Лукойл, которому принадлежат «масляные» заводы в России, Беларуси, Турции, Румынии и Финляндии, вообще никогда не продает свою «базу» сторонним компаниям. Вероятно, это связано с какими-то коммерческими или промышленными соображениями. Крупные производители, вроде того же ChevronTexaco, напротив – активно продают базовые масла сторонним производителям. Другой вопрос, каким образом распорядится ими рыночный игрок? Какие добавки использует, каково количество присадок, как долго проводились тесты и на каких автомобилях?

Допуски, соответствия и рекомендации моторных масел

Если обратиться к этикеткам моторных масел, на них можно увидеть огромное количество всевозможных допусков, рекомендаций, соответствий и прочих параметров. Здесь важно понимать вот что:

  • соответствие – физико-химические параметры приведены к требованиям API, ACEA или ILSAC;
  • допуск – условное разрешение производителя агрегата на использование конкретного масла;
  • рекомендация – прямое указание на необходимость применения только этого типа – и ничего больше.

Крайне важно применять только рекомендованные масла, либо имеющие конкретный допуск. Соответствие это очень условный параметр, который оговаривает базовые характеристики – плотность, вязкость, щелочное и кислотное число. Смотрите на допуски и рекомендации – это значит, что тестовое масло действительно заливалось в агрегат, работало там и тщательно изучалось. К примеру, сервисные книги группы VAG не содержат указания на конкретную марку и оговаривают лишь допуски. Неудивительно, что многие владельцы Audi, Volkswagen, Seat и Skoda с первого ТО начинают лить масла экстра-класса – вроде того же Texaco.

Случается наоборот: в специализированное бюро обратился владелец Land Cruiser 200, чей бензиновый мотор с пробегом 120 тыс. км вышел из строя после замены масла. Выяснилось, что мужчина приобрел жидкость, «соответствующую» заводской, но с куда большим щелочным числом. Отличаясь высокими моющими свойствами, она справилась с задачей на все 100%, смыв многолетние отложения и забив ими масляные каналы. Если бы гражданин выбирал лубрикант, исходя из допусков и рекомендаций производителя, инцидента бы не произошло.

В заключение скажем, что выбор масла в двигатель или коробку передач – задача непростая. Обращайте внимание не только на степень вязкости по SAE и способ получения, но и на соответствие применимости вашему авто. Помните: базовых масел мало, а финальных вариаций – десятки тысяч. Не ошибитесь!